27.10.2022
Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, я знакомлю детей с упражнениями для формирования певческой установки.
- Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
- «Пружинки».По моей команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
- «Пиджачок».Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
- "Арбуз".Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости.
Процесс пения невозможен без певческого дыхания. Формирование навыка певческого дыхания способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На своих занятиях я использую следующие упражнения:
- «Ветер».По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
- «Ёжик».Пошмыгать носом с закрытым ртом.
-«Поворотики».Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
- «Музыкальная цепочка».Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются»в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
На занятиях хора я использую ряд упражнений на развитие музыкально-ритмического слуха. Это упражнения по принципу «Ритмическое эхо».Я или ребенок задаем ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Или, упражнение, включающее в себя каждый раз новый ритмический рисунок, позволяет мне не только добиваться единого ритма, но и помогает детям быть всегда внимательным, т.к. ритм в любое время может измениться.
Эти упражнения-игры нравятся детям, потому что каждый может, оказавшись ведущим и проявить себя в изобретательности ритма.
Чтобы избежать однообразия и скуки на занятиях, постоянно использую музыкально-ритмические, коммуникативные, артикуляционные игры, игровые песни К.Орфа, Т.Тютюнниковой, Т. Боровик. В играх с пением дети упражняются в умении петь a kapella. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом в процессе распевания или разучивания произведения.
Для заинтересованности детей часто использую артикуляционную игровую гимнастику В.Емельянова, скороговорки, звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ли-до-ду и т.п.)
В процессе работы над произведением проговариваем тест песни шепотом, чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание детей обращаю на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков, я одновременно провожу работу над развитием динамики. Поскольку голосовой аппарат детей не совершенен, возможности у детей в передаче динамических оттенков ограничены. Упражнения, которые я применяю в своей работе, позволяют достичь положительного результата:
- счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика), рр<f
- «Длинная история».Дети пропевают гласные звуки, добавляя каждый раз новый, последующий звук.
А< >A
A-O< >O-A и так далее.
Развитию певческого диапазона, формированию легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии мне помогают следующие упражнения:
- настройка в тональности перед работой над песней;
- пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
- пение по цепочке, поочередное исполнение фрагментов мелодии упражнения или песни детьми дает возможность отследить чистоту интонирования;
- чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Большие трудности при обучению пению связаны с проблемой «гудошников» -не интонирующих детей. Это явление встречается очень часто не только у детей младшего дошкольного возраста, но и у детей более старших (поющий слышит, что поет не тот звук, а спеть его правильно не может). С помощью некоторых приемов и упражнений я стараюсь устранить этот недостаток, заключается они в следующем:
- прошу детей закрыть глаза и послушать интервал, тем самым, обостряя внутренний слух, а потом прошу воспроизвести его;
Для формирования звуковедения в хоре, я использую приемы:
- словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку»;
- «несем звук, как драгоценный предмет»;
- «укалываем звуки иголочкой»;
- «звуки упругие, как мячики».
Все вокально-хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по жесту дирижера. Я использую некоторые игровые упражнения и игры:
- прохлопывание ритмического рисунка;
- проговаривание текста в ритме;
- проговаривание текста в различных темпах (от медленного до быстрого);
- «Ловушка».По моей руке дети проговаривают любое известное стихотворение с использованием разных штрихов. При этом я произвольно, не предупреждая детей, чередую показ штрихов. Этот прием помогает детям быстро реагировать на изменения в характере жеста.
- «Внимание».Задание на внимание и совершенствование исполнительской отзывчивости. В процессе пения, я жестом показываю неожиданные и неоправданные остановки (фермата на разных звуках, ауфтакт без вступления) для развития внимания и исполнительской отзывчивости детей.
Все работа проходит под дирижерский жест.
Я считаю, что важным условием успешной организации вокально-хоровой работы является компетентность музыкального руководителя, способность правильно оценить качество звучания, увлеченность, эмоциональная отзывчивость. Эффективность вокально-хоровой работы зависит от владения разнообразными приемами работы. Поэтому для успешной работы с хоровым коллективом дошкольников я, в самом начале нашей работы, знакомлю ребятишек с дирижерскими жестами, которые нам помогут понимать друг друга без слов в игровой форме.
Упражнения повторяю на нескольких занятиях, пока у детей не выработается соответствующий навык. Иногда упражнение я строю на фрагменте изучаемого произведения (чаще трудного места), тогда с детьми проходим это упражнение вне ритма, выстраивая унисон каждого звука и интервала.
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе позволяют выработать вокально-хоровые умения и навыки, помогают созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.
Для формирования личности ребенка, с учетом его психофизических особенностей, умений и навыков, я подбираю репертуар. В него входят песни современных авторов, классическая музыка и народные песни.
Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует музыкально-эстетический вкус детей.