15.11.2022
26.02.2020
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления. Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их. На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию. Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования. На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений. В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.) В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля. Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему? В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения. В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.
Слова бывают величественными,
но музыка могущественнее .
Она, в отличии от слов ,
обращается не к нашим мыслям ,
а просто к сердцу и духу ,
к самим глубинам нашей души .
Чарльз Кингсли
Почти все хоть раз в жизни слышали про уникальное влияние музыки на человека , но словосочетание «музыкальная терапия» всё же у многих вызывает удивление и непонимание. Как можно соединить музыку и медицину? Что у них общего?
Не все знают, что музыка, как и медицина, способна влиять на здоровье человека. Только медицина лечит физическое тело, устраняя последствия болезни, а музыка – эмоционально-чувственную сферу, а значит способна предотвращать развитие той или иной болезни. Здоровье детей – его охрана и укрепление – одна из основных задач педагогов дошкольного заведения. И, конечно же, большая роль в решении этой задачи принадлежит музыке. Сила музыки огромна: она не только развивает творческие способности, стимулирует умственную деятельность, воспитывает эстетический вкус, но еще и лечит. В связи с вышесказанным хочется процитировать одно высказывание: «Слово обладает большой силой, но музыка – могущественней, ибо она, в отличии от слов, обращается не к мыслям, а просто к сердцу, в самую глубину нашей души».
Музыку издавна использовали как средство влияния на физиологическое и психологическое состояние человека.
Музыка является средством формирования позитивной программы жизнедеятельности.
Влияние музыки на физическом уровне – это объективные изменения в организме, а именно выделение ендорфинов (гормонов наслаждения , которые вырабатываются в мозгу и способствуют повышению жизненного тонуса человека , устранению болевого синдрома ), потому что музыка является искусством звуков. А звук – это вибрация, которая прописывает каждую клетку нашего физического тела. Медики утверждают , что недостача в жизни современных детей благодатных звуков вызывает разные заболевания . Доказано , что музыка может успокоить или перевозбудить нервную систему , ускорить или замедлить работу сердца и дыхание , нормализовать артериальное давление , регулировать температуру, активизировать иммунитет , стимулировать выработку гормонов , которые блокируют стресс .
На психическом уровне – музыка пробуждает творческие силы, изменяет настроение, рождает эмоции. Поэтому использование музыки, как терапевтического способа в оздоровительной работе с детьми помогает заметно оптимизировать этот процесс.
Итак, главной целью музыкально-терапевтической деятельности с дошкольниками является гармонизация их внутреннего мира и развитие их способностей с помощью творчества.
А основные задачи, стоящие перед музыкально-терапевтической деятельностью такие:
1. Снятие эмоционально-психологического напряжения и достижение катарсиса в процессе музыкально-творческой деятельности.
Катарсис(в пер. с греч. очищение, оздоровление) – процесс высвобождения психической энергии, эмоциональная разрядка, которая содействует уменьшению или снятию тревоги.
2. Обогащение эмоционально – чувственной сферы.
3. Реализация желания петь, танцевать (выполняя как выученные движения, так и спонтанные).
4. Формирование умения музицировать на музыкальных инструментах.
При применении музыкотерапии на практике, педагогам рекомендуются следующие виды работы с дошкольниками:
1. Релаксация под музыку
2. Медитация под музыку
3. Вокалотерапия
4. Музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна
5. Муз. физкультурные минутки
6. Этюды психогимнастики
7. Бестинг
8. Музыкально-пальчиковые игры и упражнения
А теперь, коротко о каждом виде музыкально-терапевтической деятельности.
Современные дети перенасыщены информацией, причем не всегда полезной. Чрезмерно эмоциональное общение со сверстниками, разговоры взрослых дома, телевизионная реклама, компьютерные игры – обуславливают нервность, возбудимость детей, ухудшают продуктивность их деятельности. Замечательным средством борьбы с детскими неврозами и поддержки нормального психосоматического состояния детей может стать релаксация под музыку.
Если дети напряжены физически и эмоционально, это может стать причиной их неадекватного поведения. Снять напряжение поможет слушание музыки и выполнение специальных гимнастических упражнений со спокойными, медленными движениями и ровным спокойным дыханием. Такие упражнения проводятся под лирическую спокойную мелодию с плавным ритмическим рисунком и негромким звучанием или использованием звуков природы. Можно предложить детям вслушаться в звуки , попробовать понять , о чём говорят птицы , ручеёк . Для прослушивания можно подбирать записи , которые вызывают приятные ассоциативные чувства , создают в сознании зрительные , слуховые , ароматические образы природы . Иногда, если есть возможность, с демонстрацией соответствующей видеозаписи (т.е. к релаксации под музыку присоединяется еще и цветотерапия).
Следующий вид работы – медитация – большое значение имеет уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние педагога, спокойная атмосфера в помещении. Для лучшей концентрации детям предлагается лечь на ковер, закрыть глаза , а педагог в это время рассказывает небольшую сказку о солнышке, лучиках, тучке и т.д. Приятная атмосфера помогает детям расслабиться во время слушания музыки и почувствовать себя персонажем сказки.
Вокалотерапия – петь можно не только на музыкальных занятиях, но и на прогулке во время игры. Когда дети поют, они психологически разгружаются и заряжаются позитивными эмоциями.
Петь можно не только песни. Петь можно отдельные звуки, которые могут улучшить состояние здоровья и снять болезненное состояние, например пение на протяжении 3-5 минут звуков
«Ч» - улучшает дыхание
«З» - уменьшает боль в горле
«Н» - уменьшает зубную боль
«Э» и «И» - улучшает работу головного мозга
«Ж» - способствует быстрому избавлению от кашля
Музыкально-рефлекторное пробуждение. Пробуждение ребенка – процесс индивидуальный, его длительность зависит от типа нервной системы. Чтобы пробуждение было мягким, предлагают использовать соответствующую музыку: тихую, нежную, ласковую, легкую (на протяжении 1-2 х месяцев), так у детей вырабатывается рефлекс пробуждения под определенную музыку. Услышав звучание привычной мелодии, дети легче переходят от состояния полного покоя и расслабления и активной деятельности.
Музыкально-физические минутки – движение под ритмическую музыку обеспечивает детям необходимую двигательную активность, снимает физическое и психическое напряжение, активизирует интеллектуальную деятельность. На занятиях можно также использовать упражнения по валеокоррекции (упражнения для языка, глаз, на дыхание). Потому что правильное дыхание является одним из важных составляющих долгой и здоровой жизни.
Этюды психогимнастики – это либо игры на определение эмоций, либо импровизации на эмоции; например, на выражение радости, на жалость, на удивление и т.д. Цель проведения этюдов психогимнастики – сохранение психического здоровья ребенка, коррекция психоэмоциональных нарушений.
Этюд на выражение радости:
Звучит пьеса композитора П.Чайковского «Новая кукла» (Девочке подарили новую куклу). Ребенок, берет куклу и пытается показать радость (весело танцует, кружится с куклой, прыгает, играет).
Игра на определение эмоций:
Разложить картинки (Злая Баба Яга, улыбающиеся ребята, плачущий ребенок). Внимательно рассмотреть картинки и определить эмоцию героя картинки. Затем прослушать музыкальные фрагменты. Определить их характер и к каждому музыкальному фрагменту подобрать соответствующую картинку. В процессе обсуждения характера музыкального и эмоционального состояния героя, изображенного на картинке, дети учатся адекватно принимать действительность, проникаться своими чувствами, понимать чувства других людей.
Бестинг– это упражнения и игры для стабилизации психического состояния ребенка.
Например: - Дети становятся в кружок и по очереди высказывают свои мечты и пожелания себе и окружающим. Для таких игр предварительно разучиваются оптимистические песенки или песенки – пожелания, которые исполнятся с целью повышения самооценки детей, уверенности в себе, утверждения себя в коллективе и обществе. Например:
«Желаю все смеяться, желаю улыбаться.
Жить и не тужить и с детками дружить» или
«Сегодня я счастливый, сегодня я пою!
Сегодня я счастливый и всех вокруг люблю».
Оптимистические песенки и песенки-пожелания формируют позитивную программу жизнедеятельности, бодрости, оптимизма. Интонационная выразительность музыки таких песен дополняется содержанием слов, которые призывают ребенка к радости, активизируют жизненные силы. Слово и музыка на уровне гипнотического навевания укоренят в сознании ребенка определенные формулы: «Я - хороший, послушный, здоровый, умный, счастливый и всем желаю быть такими.»
Музыкально- пальчиковые игры и упражнения – несложные движения пальцами, кистями рук, в сопровождении инструментальной музыки развивает у детей двигательную память, внимание, ловкость. Если эти движения соединить с исполнением песен, будет укрепляться дыхание, развиваться артикуляционная моторика, речь.
А теперь несколько рекомендаций педагогам, которые будут проводить занятия с использование музыкотерапию
1. Главный совет: начните с себя. Избавьтесь от агрессии и раздражительности, от желания все решить криком. Научитесь владеть голосом, интонацией. Интонация должна быть : ласковой, тихой, загадочной, сказочной, плавной.
2. Хвалите детей! Говорите им, что они умные, способные, послушные, талантливые.
3. Измените подход к занятиям: Меньше шоу – больше пользы! Формировать музыкальные способности нужно не для демонстрации их перед слушателями и зрителями, а для развития личности ребенка!
4. Основой каждого занятия должно стать создание радостной атмосферы и достижение позитивно-эмоционального отклика от общения детей с музыкой. Так детьми будут преодолеваться последствия психологического давления, например, детские неврозы.
Счастливые, спокойные и улыбчивые детские лица на занятиях с использованием музыкотерапии дают основание еще раз сказать, что такие занятия нужно внедрять в детских садах. Эти занятия помогут заботится о здоровье дошкольников, бороться с детскими неврозами и формировать у них позитивную программу жизнедеятельности. Занятия с использованием музыкотерапии заметно гармонизируют детей, позитивно влияют на их личностное развитие.
Детство – это яркая, самобытная, неповторимая часть жизни ребенка. И от того, каким оно было, что окружало ребенка в детские годы, что он вобрал в ум и сердце из окружающего мира зависит качество будущей личности.