07.11.2022
Душевная жизнь
человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих
составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.
В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к
себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые
значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах
психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость,
правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала.",
"Папа велел…" и т.д.
В отличие от
сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими
защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и
желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным
обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые
впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь
стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки
возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и
сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее
их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для
неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием
против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку
"Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно,
большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать
их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты,
помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни
с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость,
вера в себя и свои силы.
Ниже приведена
таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.
Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности
ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы
нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими
указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте,
какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы
негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные,
развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и
отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы
говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты
натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно
повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти
"словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,
ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова
ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш
дом - наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и
стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит
делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и
поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная
"соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится,
что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов,
чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и
знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!