Страничка воспитателя логопедической группы Турбиной Е.Н.

10.09.2019

Делимся опытом

10.09.2019

Использование в работе с детьми инновационных интерактивных форм и методов работы по ознакомлению с литературой Крыма

 

В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе.  В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».

Осознав важность вопроса формирования у детей интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы МБДОУ, методических рекомендаций по «Крымскому веночку».

Был проведен мониторинг развития у детей интереса к художественной литературе, который показал, что большая половина детей не общаются с книгами в книжном уголке, не просят прочитать новое произведение. Неохотно включаются в общение по поводу литературного произведения. Отвечая на вопросы о событиях, дают  обобщённо - упрощённую характеристику герою, затрудняются в установлении причинных связей, мотивов поступков героев, не чувствуют красоту литературного языка. Затрудняются при пересказе текстов. Отказываются от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно — игровых этюдах создают только простой стереотипный образ героя.

 

В соответствии с этими результатами мониторинга, я задумалась:

·         как знакомить детей с художественной литературой,

·         как способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.

 

И начала свою работу над созданием предметно-развивающей игровой среды.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, стихов и рассказов с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров, я  изготовила атрибуты, фигурки небольшого размера из картона, пластмассы к различным сказкам.

Для изготовления элементов костюмов сказочных героев, декораций, масок животных, эмблем с изображением любимых литературных персонажей: медвежат, поросят и других персонажей драматизаций по литературным произведениям к посильной работе привлекаю детей.

 

Научить детей различать литературные жанры мне помогают дидактические игры:

·         «Назови героя сказки», Хочу такой сайт

·         «Что сначала, что потом»,

·         «Узнай  сказку»,

·         «Сказка в пазлах».

В начале года я учу детей слушать стихи. Каждую из песенок, подобных «Жили у бабуси», «Как у нашего кота», «Киска, киска», старалась сделать для ребят спектаклем, в котором они выступали как слушатели, зрители, чтецы, актёры.

Произведения о Крыме крымских писателей и поэтов помогают мне знакомить дошкольников с обычаями и традициями русского народа. Они способствуют формированию у ребят первых представлений о том, что такое Родина.

В ходе чтения произведений разнообразные оттенки голоса помогают мне нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы использовала такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса). Также в ходе чтения произведений использую мимику, периодически смотрю на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними, но не делаю замечаний, т. к. это нарушает целостность восприятия.

Особое внимание уделяю подборке вопросов по тексту, так как они помогают детям правильно построить предложение при ответе. Стараюсь научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, например, как в игре - драматизации «Придумай сказку»,  вводить непредвиденные ситуации.

Положительной динамики удается достигнуть за счёт:

·         личной мотивации в данной работе, подбора и использования эффективных форм, средств, методов и приёмов по формированию интереса к художественной литературе крымских авторов у детей пятого года жизни.

·         обогащения развивающей предметно – пространственной среды;

·         интеграции с другими образовательными областями;

·         использование эффективных форм работ с семьями воспитанников.

 

У детей появляется интерес к художественной литературе крымских авторов. Дети стали высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаться в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы по содержанию произведения. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.  Таким образом, вся система работы способствует развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе крымских авторов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».