15.02.2022
«Игра
имеет важное значение в жизни ребенка...
Каков ребенок в игре, таким во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А.
С. Макаренко.
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии
ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека:
внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
У
вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием,
радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок
вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные
действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память,
восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для
полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные
знания.
Но
для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно
проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид
деятельности.
А
если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще
всего проявляются трудности в обучении.
Уважаемые
родители, предлагаю вам развивающие игры для детей. Они направлены на коррекцию
нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в частности с
ЗПР..
«Внимание»
Внимание
— это форма организации познавательной деятельности, избирательная
направленность сознания на какой- либо объект. При наличии внимания мыслительные
процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и
четко.
Выделяют
3 основных вида внимания
Объем
внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать,
охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет — три
объекта).
Устойчивость
внимания — это способность сохранять долгое время сосредоточенность в
деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Распределение
внимания — это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.
Предлагаю
игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития
внимания вашего ребенка.
«Развивающие
игры»
«Четвертый
лишний»
Цель:
развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку
предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:
ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями
предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее
и почему?
«Что
изменилось»
Цель:
развивать произвольное внимание.
На
стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и
ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите
отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами.
Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Нарисуй»
Цель:
развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция:
Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был
рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре
шарика, один из них большой).
А
также вы можете дома заниматься с ребенком:
-
раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и
рисование элементарных узоров по образцу:
-
выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по
образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания:
«Чем
отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай
хлопки».
Игры для развития памяти
Память
— один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает
окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все
виды памяти.
«Картинки»
Цель:
развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция:
Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен
знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите
предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра
в слова»
Цель:
развитие слуховой памяти.
Инструкция:
- Я
назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…
Попросить
повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на
запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
-
мальчик устал
-
девочка плачет
-
папа читает
-
мама готовит
-
бабушка отдыхает
Если
у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему
называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать
рисунок, который поможет в запоминании.
«Угадай,
что я загадал?»
Цель:
развивать образную память, речь.
Вы
описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот
предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и
подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также
вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и
т. п.
- «Добавь
словечко»; «Слушай и рисуй»
- «Что
изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй
такой же предмет»
- «Отгадай
на ощупь»; «Чудесный мешочек».
Хотелось
бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после
одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить
их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше
использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку
самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не
превращайте игру в скучный урок
«Ящик»
Такое
упражнение предназначено для детей 2-6 лет. Ящик состоит из попарно соединенных
и склеенных между собой коробочек. Их количество необходимо постепенно
увеличивать в зависимости от возраста малыша. По правилам такой игры для детей,
на глазах у ребенка в одну из коробочек кладут предмет, затем ящик закрывают
экраном на определенное время. После это ребенок должен найти, где лежит
предмет.
«Найди
сам»
Игра «Найди
сам» подходит для малышей 3-6 лет. Вам необходимо склеить 3-4
спичечных коробка, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башни. На
I этапе предмет, например, пуговицу, прячут в один из коробков и предлагают
малышу показать, в какую из башен и отделений ее положили. На II — прячут 2
предмета в разные отделения одной башни, а на III – 2 предмета убираются в
разные башни. Ребенок может начинать угадывать, где лежит пуговица, сразу после
того, как она будет спрятана, или через определенное время, например, через
полчаса или даже на следующий день. В первом случае происходит развитие
кратковременной зрительной памяти, во втором – долговременной.
«Чудесные
слова»
Такое
упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам
необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например,
банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при
этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары,
а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память,
для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое
время.
«Делай
как я»
Подобные
упражнения подходят для развития двигательной памяти малышей 3-6 лет. Вы
становитесь за спиной ребенка и делаете несколько простых манипуляций с его
телом: например, поднимаете его руку, наклоняете голову и т.д., а затем
попросите малыша повторить движения. После этого Вам необходимо самому сделать
несколько движений, которые ребенок должен повторить, а потом Вы повторяете
движения за малышом.
«Магазин»
Упражнение «магазин» подходит
для малышей от 3 лет. Подобные игры для детей для развития памяти особенно
эффективны, если создать мотив, который побуждает что-то запомнить. Например,
малыш играет роль покупателя, которому необходимо выбрать в магазине хлеб,
конфеты, чай и т.д. (назовите ему 3-7 слов). Затем ребенок должен
повторить весь список покупок.