Консультация для родителей: «Домашняя игротека».

15.02.2022

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...
  Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

А. С. Макаренко.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности.

А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении.

Уважаемые родители, предлагаю вам развивающие игры для детей. Они направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в частности с ЗПР..

«Внимание»

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой- либо объект. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Выделяют 3 основных вида внимания

Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет — три объекта).

Устойчивость внимания — это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания — это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

Предлагаю игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

«Развивающие игры»

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

 

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания:

«Чем отличаются 2 картинки?»«Что изменилось в комнате?»«Слушай хлопки».

Игры для развития памяти

Память — один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).Хочу такой сайт

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

 

 

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

«Добавь словечко»«Слушай и рисуй»

«Что изменилось?»«Расставь точки»«Нарисуй такой же предмет»

«Отгадай на ощупь»«Чудесный мешочек».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок

«Ящик»

Такое упражнение предназначено для детей 2-6 лет. Ящик состоит из попарно соединенных и склеенных между собой коробочек. Их количество необходимо постепенно увеличивать в зависимости от возраста малыша. По правилам такой игры для детей, на глазах у ребенка в одну из коробочек кладут предмет, затем ящик закрывают экраном на определенное время. После это ребенок должен найти, где лежит предмет.

«Найди сам»

Игра «Найди сам» подходит для малышей 3-6 лет. Вам необходимо склеить 3-4 спичечных коробка, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башни. На I этапе предмет, например, пуговицу, прячут в один из коробков и предлагают малышу показать, в какую из башен и отделений ее положили. На II — прячут 2 предмета в разные отделения одной башни, а на III – 2 предмета убираются в разные башни. Ребенок может начинать угадывать, где лежит пуговица, сразу после того, как она будет спрятана, или через определенное время, например, через полчаса или даже на следующий день. В первом случае происходит развитие кратковременной зрительной памяти, во втором – долговременной.

«Чудесные слова»

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

 

«Делай как я»

Подобные упражнения подходят для развития двигательной памяти малышей 3-6 лет. Вы становитесь за спиной ребенка и делаете несколько простых манипуляций с его телом: например, поднимаете его руку, наклоняете голову и т.д., а затем попросите малыша повторить движения. После этого Вам необходимо самому сделать несколько движений, которые ребенок должен повторить, а потом Вы повторяете движения за малышом.

«Магазин»

Упражнение «магазин» подходит для малышей от 3 лет. Подобные игры для детей для развития памяти особенно эффективны, если создать мотив, который побуждает что-то запомнить. Например, малыш играет роль покупателя, которому необходимо выбрать в магазине хлеб, конфеты, чай и т.д. (назовите ему 3-7 слов). Затем ребенок должен повторить весь список покупок. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».