Что такое готовность ребёнка к школе?
В течение жизни человек
переживает несколько возрастных кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного
возрастного этапа к другому, и степень «кризисности» зависит от того, насколько
человек подготовлен к следующему возрастному этапу, к тем требованиям которые
предъявит ему жизнь в этот период. Более подготовленные люди (системой
воспитания, состояния здоровья, развития способностей, в т.ч. коммуникативных и
интеллектуальных, социальных и профессиональных навыков и др.) переживают
возрастные кризисы (трёхлеток, подростковый, среднего возраста, пенсионный)
мягче, спокойнее, жизнерадостнее. И напротив, чем более накоплено (не решено)
проблем, тем критичнее произойдёт переход из одной возрастной группы в другую.
Это всецело относится и к
периоду начала обучения ребёнка в школе, перехода из дошкольного в младший
школьный возраст, когда в корне меняется жизнь ребёнка и в физиологической, и в
психологической, и в социальной сфере. Подавляющее большинство детей
оказывается готовым к новым требованиям жизни, изменению нагрузок
(социальных, интеллектуальных, психологических и физических) к 7-ми годам.
Некоторая часть детей, и сожалению, она увеличивается в силу ряда причин
в последнее время, только к 8-ми годам. И никто (!) из детей, с учётом
комплекса всех (!) их возможностей, а не только физических и интеллектуальных
не оказывается способным безболезненно и успешно адаптироваться к школе (в
её нынешнем варианте) в 6 лет. Речь идёт не о первых неделях или месяцах
обучения в школе, а о том, насколько успешным учеником ребёнок будет на
протяжении школьных лет.
Что же определяет
успешность ученика? Будем отталкиваться от тех конкретных требований, которые
обрушатся на ребёнка с первых дней в школе. Понятно, что
1. физически здоровый и выносливый, приученный к здоровому режиму дня и
ночи, к здоровому образу жизни;
2. интеллектуально способный, умеющий считать, читать, понимающий
прочитанное и способный его пересказать своими словами, с хорошей памятью и
вниманием ребёнок больших затруднений в школе в первое время испытывать не
будет, да и в дальнейшем не будет, но только в том случае, если
окажется
3. способным управлять своим
эмоциональным состоянием и
общаться в рабочем, а не игровом режиме с достаточно большим количеством детей
и взрослых (учителей), которые совершенно по-разному в силу
своих личностных особенностей будут от него ожидать и
требовать определённых усилий и результатов;
4. способным взять на себя
ответственность за эти усилия и
результаты, принять факт, что как мама с папой должны работать, так и я должен
учиться, а не руководствоваться своими «хочу/не хочу», «могу/не могу»,
«нравится/не нравится», «получается/не получается» и т.п.
Как показывает опыт,
обозначенные в п.п. 3 и 4 эмоциональные, коммуникативные и личностные качества
ребёнка могут играть решающую роль в адаптации ребёнка в школе: при их
адекватном развитии они могут даже компенсировать недостаточность физического
здоровья и интеллектуальных способностей и изначально много не
обещающий ребёнок, может оказаться хорошим учеником и отличным специалистом в
профессии, и наоборот, при недоразвитии этих качеств, даже при хороших
интеллектуальных и физических показателях, ребёнок может оказаться неуспешным в
учебной и дальнейшей трудовой деятельности.
Что же такое готовность
ребёнка к школе? Это комплексное понятие,
включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу
наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления
в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации,
успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только
отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка
абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом
школьника.
Итак, говоря о
готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально
легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную
позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность
и безболезненно и бесконфликтно войти в
новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к
школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из
собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько
классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих
понятия готовности ребёнка к школе:
1. Интеллектуальная готовность.
Под интеллектуальной готовностью многие
родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На
самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь
ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать,
сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот
те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными
дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой
для него учебной деятельности.
2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку
для сосуществования в коллективе.
- Умение влиться в коллектив, приняв его
правила и законы. - Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и
интересами других членов коллектива. Как правило, эти навыки присущи детям,
посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье. В социальную
готовность также входит умение налаживать отношения со
взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы
учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных
самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи,
высказать свою точку зрения.
3. Личностная
готовность. Личностная готовность –
это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему
прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль
- роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности,
найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни. иметь новый уровень свободы и ответственности.
Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на
старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности
ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».